Заказать звонок
Укажите ваш телефон и мы свяжемся с вами в кратчайшие сроки
Гарантия отсутствия спама

Мерчандайзинг: регулярный, стационарный, совмещенный

Наведем порядок в любом магазине России
Получите бесплатный аудит только сегодня ↓
Заполните форму и получите бесплатный пример-аудита цен торговых сетей
Гарантия отсутствия спама
Постоянно поддерживать уровень продаж торговой точки или даже увеличить его – реально. Не важно, является ли она частью крупного сетевого ритейла, небольшой местной сети или отдельным предприятием. В любом магазине присутствует множество брендов, которые предлагают товары с одинаковыми характеристиками. Отличается только упаковка и цена. Тогда на первый план выходит его расположение на полке.

Чем наглядней и удобней товар представлен покупателю, тем больше вероятность покупки. Именно этим и занимается мерчандайзинг – выгодной презентацией товаров, которая приводит к росту продаж. Грамотно разработанные мероприятия могут спасти даже магазины с неудачным расположением в местах с низкой посещаемостью.

Что такое мерчандайзинг

Мерчандайзинг – это одно из направлений маркетинга, созданное для увеличения розничных продаж, основанное на тонкостях визуального представления товара потенциальному покупателю. Это относится к расположению товаров на полках и прилавках, оформлению торгового зала и витрин магазинов, грамотной подаче рекламных материалов, а также информации о проведении акций.

Покупатели стараются избавиться от назойливых консультантов и предпочитают делать выбор самостоятельно. Чтобы повлиять на этот процесс, услуги мерчандайзинга включают:
  • продуманную выкладку, которая соответствует планограммам, разработанным для конкретной торговой точки;
  • отслеживание сроков годности товаров;
  • проверку наличия и соответствия ценников, их расположения;
  • доступность рекламных материалов и своевременное их обновление;
  • организация эргономичного и эстетически комфортного пространства в торговом зале, которое поможет покупателю быстро сориентироваться и определиться с выбором;
  • контроль за дополнительным освещением: полок, витрин, стендов;
  • дизайн торгового зала, его соответствие общим стандартам сетевого ритейла, если торговая точка является частью сети;
  • оформление витрин;
  • мониторинг цен в торговых точках конкурентов.

Главная задача мерчандайзинга – стимулировать желание покупателя приобрести определенный товар.

Для чего нужен мерчандайзинг

По статистике, 60% решений купить тот или иной товар покупатели принимают непосредственно у прилавка магазина. Многие планируют покупки заранее, но 6 человек из 10 делают окончательный выбор в пользу определенного бренда уже в торговом зале. Поэтому мерчандайзинг является необходимым элементом маркетинговой стратегии ритейла.

Простым расположением на полке можно разработать стратегию продаж на определенный период: неделю, месяц, год. И это далеко не все возможности мерчандайзинга. Он включает в себя планировку торговой точки, освещение, ароматизацию, музыкальное сопровождение, элементы навигации, расположение рекламных материалов, цветовые решения. Все это создает особую атмосферу магазина, которая способствует проявлению лояльности покупателей и формирует "свой круг".

Существуют общие методы мерчандайзинга, которые работают независимо от вида продукции, представленной в торговой точке: продукты, одежда, обувь, канцтовары или детские товары. Но есть и специфические, предназначенные для определенных товарных групп. Кроме того, отличается работа мерчандайзеров в сетевых магазинах, супермаркетах и гипермаркетах.

Виртуозная работа мерчандайзера является результатом исследований в области экономики, статистики, логики и психологии, а также креативного подхода и знаний в области дизайна. Правильная организация комплексного мерчандайзинга привлекает внимание покупателей, вызывает желание пройти по магазину и сделать покупку.

Основные принципы мерчандайзинга

К основным принципам организации объединенного мерчандайзинга относятся:
  • товар должен визуально выделяться на полке, не допустимо, чтобы продукция разных брендов сливалась в одно цветовое пятно;
  • востребованные товарные группы следует располагать на уровне глаз;
  • продукцию одной марки лучше группировать;
  • при выкладке необходимо учитывать потребности целевой аудитории и разделять продукцию, согласно ее сегментам;
  • формирование оптимального товарного запаса: полки не должны быть пустыми, но и затоваривание не желательно.

Самую эффективную методику для комплексного мерчандайзинга торговой точки можно определить только путем тестирования разных вариантов. Путь не быстрый, но результативный. Причем, результаты такого подхода можно использовать на протяжении нескольких лет, внося лишь небольшие изменения.

Есть еще несколько правил, способные повысить товарооборот:
  1. Продукцию с подходящими сроками годности необходимо располагать в первых рядах выкладки и постоянно контролировать расположение. Это предотвратит появление просроченных остатков. Не все покупатели будут тянуться в глубину полки, чтобы достать свежую продукцию.
  2. Выкладка должна быть красивой, ровной, лицевая сторона упаковки обращается к покупателю. Всегда следует заполнять первую линию полки. Это создает дополнительный положительный эффект: товара в торговой точке много, значит, продажи стабильны, бизнес успешен. Это важная часть формирования лояльности клиентов.
  3. Покупателю должно быть хорошо видно продукцию и удобно снимать ее с полки, чтобы поближе рассмотреть, ознакомиться с составом и другими подробностями, указанными на этикетке. Для некоторых покупателей это важный критерий выбора.
  4. Важную роль играет соответствие ценников и возможность быстро найти цену на товар, который вызвал интерес. Ценники должны быть актуальными, информативными и эстетичными. Особенно это касается акционных товаров. Ведь больше всего подрывают доверие покупателя случаи с несоответствием цены на приобретаемый товар.

Опытные и квалифицированные специалисты-мерчандайзеры всегда соблюдают эти принципы и правила, чтобы построить длительные отношения с покупателями.

Виды мерчандайзинга

Существует несколько основных видов мерчандайзинга. Рассмотрим самые распространенные: регулярный, стационарный, категорийный, совмещенный, эксклюзивный.

Регулярный (визитный) мерчандайзинг

В этом случае мерчандайзер посещает несколько торговых точек, закрепленных за ним. Ежедневные визиты проводятся по определенному маршруту, который заранее оговаривается и утверждается. Специалист делает выкладку товара определенных брендов, согласно планограмме. Он может посещать от 2-3 до 15 магазинов в день, в зависимости от маршрута и от расположения торговых точек.

К плюсам этого вида относятся:
  • недорогая стоимость;
  • поддержание порядка на полках;
  • отличное знание специалистом "своей" продукции и ее расположения, что значительно экономит время;
  • фирме, заказывающей услугу визитного мерчандайзинга нет необходимости нанимать сотрудника в штат и платить ему заработную плату.

К минусам можно отнести тот факт, что в отсутствие визитного мерчандайзера внешний вид полки оставляет желать лучшего. При возникновении проблем, требующих оперативного решения, надо подключать сотрудников магазина.

Визитный мерчандайзинг подходит для любых торговых точек: небольших магазинов, мини-маркетов, сетевых точек формата "у дома", а также супер- и гипермаркетов. Но наиболее уместна такая услуга для небольших торговых точек, ограничивающихся форматом мини-супермаркетов. Это дает возможность оптимизировать маршрут специалиста и сэкономить на услугах мерчандайзинга.

Стационарный мерчандайзинг

Этот вид подразумевает определенный набор мероприятий, проводимых в торговой точке одним или несколькими сотрудниками в течение полного рабочего дня. В этом случае сотрудники отвечают за представленность оговоренного товара или бренда. Работники магазина в отсутствие мерчандайзера не занимаются этой группой товаров.

В обязанности стационарного мерчандайзера входят:
  • постоянная выкладка товара, согласно планограммам;
  • поддержание порядка на полках;
  • оптимизация полочного пространства;
  • установка дополнительного оборудования;
  • контроль за сроками годности товаров;
  • контроль остатков товара в торговом зале и на складе, своевременное информирование администрации о необходимости заказать товар;
  • контроль наличия и актуальности ценников и POS-материалов;
  • анализ покупательского спроса, отношения клиентов к определенному бренду или отдельным товарам;
  • мониторинг ожиданий покупателей и их предпочтений;
  • изучение ассортимента и цен конкурентов;
  • подготовка документальных и фото-отчетов о своей работе и проведенных мероприятиях.

К плюсам стационарного мерчандайзинга можно отнести работу специалиста только в одной торговой точке и его полную ответственность за представленность товара в ней. Кроме того, работа в одном месте формирует идеальное знание специфики конкретной торговой точки, ее покупателей и их предпочтений. Это повышает качество услуги в несколько раз.

Из минусов этого вида следует отметить высокую стоимость услуги, которую могут позволить себе лишь торговые точки с высокой проходимостью и большими оборотами.

Стационарный мерчандайзинг подходит для сетевых супер- и гипермаркетов, которые характеризуются высоким трафиком и большим ассортиментом. При больших потоках покупателей он просто необходим для поддержания элементарного порядка на полках. Он в полном объеме формирует стратегию выкладки, способной обеспечить высокие продажи и максимальное привлечение покупателей.

Категорийный мерчандайзинг

Проведение категорийного мерчандайзинга основывается на одной категории товаров, в которую могут включаться все бренды, представленные в торговой точке. Мерчандайзер в этом случае контактирует с несколькими поставщиками и должен выстроить определенные отношения с каждым из них, чтобы максимально выполнить их требования и не ущемить интересов. Специалист обычно работает с несколькими магазинами по своей категории.

Плюсы категорийного мерчандайзинга в отличном знании специалистом товара определенной группы и четкое понимание брендов, которыми она представлена.

Минусы этой системы: плохое знание специфики конкретных магазинов и расхождение требований сети и каждого из поставщиков. Это потребует специального подхода к разработке стратегии выкладки.

Такой вид мерчандайзинга подходит для крупных сетевых магазинов, в которых представлен большой ассортимент продукции одной товарной группы.

Совмещенный мерчандайзинг

В этом случае сотрудник в течение всего рабочего дня обслуживает один магазин, при этом отвечает за несколько брендов, не являющихся конкурентами. Работает с представителями разных товарных групп. Совмещенный мерчандайзинг способствует постоянному присутствию продукции этих торговых марок на полках и поддержанию порядка в магазине. Он эффективнее визитного, но значительно уступает стационарному.

Плюсами совмещенного мерчандайзинга являются:
  • значительное сокращение издержек на услуги, по сравнению со стационарным;
  • оптимальное размещение продукции в торговом зале за счет того, что специалист занимается неконкурирующими торговыми марками;
  • мерчандайзер своевременно реагирует на требования администрации магазина;
  • идеальный порядок на полках такого специалиста.

К минусам можно отнести необходимость постоянного контроля торговых марок, с которыми работает один специалист. Они не должны конкурировать между собой. Если мерчандайзер работает с большим количеством брендов, эффективность его работы снижается.

Совмещенный мерчандайзинг больше всего подходит поставщикам продукции. Они в этом случае получают максимальную экономию издержек. Ведь расходы на одного мерчандайзера можно поделить на несколько фирм-заказчиков услуги.

Эксклюзивный мерчандайзинг

Специалист в этом случае работает только с одним конкретным брендом, либо с несколькими брендами товарной группы одного поставщика. Эксклюзивный мерчандайзер является представителем производителя или поставщика в одной или нескольких торговых точках. В его обязанности входит отслеживать ценовую политику конкурентов, следить за актуальностью, качеством и своевременным обновлением рекламных материалов и мониторить конкурентов на предмет активности и проведения акций.

Плюсы эксклюзивного мерчандайзинга в идеальном знании конкретной продукции и степени ее представленности в торговой точке. Специалист обычно хорошо ориентируется в методах работы конкурентов. Но, при этом слабо знает их продукцию. Это существенный минус.

Эксклюзивный мерчендайзинг подходит, в первую очередь, производителям и прямым поставщикам конкретных брендов. Услуга востребована и крупными поставщиками определенной товарной группы. Для них такой мерчандайзер может разработать стратегию выкладки, проведения рекламных компаний и акций.

Кто заказывает услуги мерчандайзинга

Мерчандайзинг необходим любому розничному предприятию, от маленького частного магазина до супермаркетов и гипермаркетов. Особую ценность услуга представляет для сетевого ритейла разного уровня, которые хотят сэкономить и не нанимать мерчандайзеров в собственный штат.

Для компаний-производителей и оптовых фирм разного уровня аутсорсинг мерчандайзинга также необходим и выгоден. Особенно, если они представлены в магазинах других регионов. Своих специалистов в этом случае содержать неэффективно и убыточно из-за сложностей с организацией контроля их работы. Дешевле и проще заказать работу мерчандайзеров специализированным агентствам на местах.

Для любого вида мерчандайзинга главной целью становится повышение объемов продаж. Это достигается через оптимизацию выкладки и выработку стратегии представленности продукции в магазинах. А также в привлечении покупателей, создании благоприятной атмосферы в торговой точке и формировании у клиентов желания покупать определенные товары.
Другие услуги
fokus-kontrol-nalichiya-poziciy
Фокус-контроль наличия позиций
Поиск конкретных наименований или брендов
kontrol-nalichiya-reklamnogo-oborudovaniya
Контроль наличия рекламного оборудования
Фотофиксирование наличия или отсутствия РТО в сети с подтверждением места съемки
Наши клиенты
Made on
Tilda